Хоровод

Музыка, пение – это часть нашей жизни. Песни пронизывают всю нашу жизнь в группе, песней мы начинаем день, песней его и заканчиваем.

Часто к выполнению необходимых действий мы побуждаем детей соответствующей попевочкой: «Льется чистая водица, не пора ли нам помыться? Льется чистая вода, все идите, идите сюда! (с утра), «С улицы пришел домой, первым делом руки мой» (после прогулки), и т.д.

Мы поем во время ручного труда, когда печем булочки, песенкой побуждаем взяться за руки («Возьмемся за руки с тобой…»), послушать сказку («Сказка, сказка, приходи…») и т.д. Все, что можно сказать словами, можно и пропеть.

Кроме песен, которые мы поем в течение дня, у нас есть и специальное ежедневное занятие, называемое «музыкальный круг или хоровод». Это музыкально-литературная композиция, выполняемая в кругу и сопровождаемая движениями в соответствии с текстом. В хоровод входят песни, стихи, пальчиковые или подвижные игры, считалки и даже сказка, если она входит в сюжет хоровода.

Мы ходим, бегаем, прыгаем, стоим и сидим, кувыркаемся и лежим на полу, по несколько раз меняя положение тела в течение занятия. Словесные образы мы передаем движением рук, тела, походкой, причем движение должно опережать слово, т. д. Дети подражают движениям, являясь от рождения замечательными имитаторами и пародистами.

Хоровод длится минут 15-20 и является одной из главных составляющих каждого дня в детском саду, так как оказывает разнообразное влияние на развитие физической и духовно-душевной сущности ребенка. В игре ребенок проявляет свободно свою волю и реализует себя при этом через язык, мышление, социальные контакты. В хороводе эти и многие другие элементы целенаправленно воспитываются через подражание воспитателю. Благодаря длительному повседневному повторению одного и того же хоровода у ребенка развивается память и формируется воля.

Хоровод обычно соответствует времени года или, скажем, предстоящему празднику.

Таким образом, дети естественно включаются в смену времен года и переживают во всей полноте их сущность: холод зимы, пробуждение природы весной, цветение летом, засыпание осенью.

Кроме того, в некоторых хороводах мы достаточно подробно и последовательно через песню и ответные движения раскрываем содержание таких видов человеческого труда, которые являются основными с древнейших времен и до наших дней: посев, жатва, молотьба, сбор урожая. Это может быть и работа сапожника, портного, кузнеца, дровосека, садовода.