Сказка

РАССКАЗЫВАНИЕ СКАЗКИ

Важное место в педагогическом процессе вальдорфского детского сада отводится сказке. Она выступает одним из основных средств нравственного воспитания, так как ее образы обращены к душе ребенка. Велико значение сказки и в развитии детской фантазии, способности к воображению, в обогащении речи ребенка, в развитии его эмоциональной жизни, воспитании нравственности.

Сказка рассказывается детям каждый день. Она имеет и свое время и определенное место, и определенный ритуал рассказа. Одна и та же сказка рассказывается в течение одной, иногда двух недель (в течение эпохи). Это дает ребенку чувство внутреннего покоя, чувство уверенности, а также позволяет детям вжиться достаточно сильно в разные сказочные образы.

Такие элементы языка как звук, образность, ритм, мелодия являются средствами, которые непосредственно и эмоционально связывают ребенка с миром народной культуры.

Существует ряд методических требований к повествователю. К примеру, важно, чтобы сказка рассказывалась устно, а не читалась за книгой. Важно сохранение народного текста, а не пересказ сказки свободным образом. Важен процесс организации слушания, в котором идет концентрация слуха ребенка, речи повествователя.

Сказка с детьми не анализируется, воспитатель не комментирует ее сюжет, ни анализирует его, ни просит детей запоминать или специально пересказывать сказку. В то же время, дети используют сказочные сюжеты в своих играх. Превращаясь в разных героев, они еще раз переживают нравственность сказки.

 

КУКОЛЬНЫЙ СПЕКТАКЛЬ

Слушая сказку, дети внутренне рисуют картины, образы, что способствует развитию фантазии. Следует понимать, что время от времени жизнь этих внутренних образов должна обогащаться с помощью внешних образов. Именно эту важную функцию выполняет в вальдоррфском детском саду кукольный театр.

Действующие куклы двигают в ребенке “представление о живом”, вызывают внутреннюю подвижность. Привлекательность театра кукол для зрителя напрямую связана с тем, что находящееся в неподвижном состоянии объемное изображение картина на наших глазах начинает двигаться. И движение это не механическое, случайное, но внутренне целесообразное и потому можно сказать, живое. Картинка не просто двигается, а “оживает” на глазах зрителя, что очень сильно влияет на внутреннюю жизнь ребенка. Большую роль в таких переживаниях играет богатая детская фантазия.

Показ кукольного представления организуется воспитателями. При этом проводится значительная подготовительная работа, в частности, разработка сцены, на которой будет разворачиваться сказочное действие. Как правило, сцена организуется на одном-двух столах, а основным материалом для создания ландшафта, на котором будет разворачиваться сказка, выступают ткани разных цветов и разнообразный природный материал. Дети могут участвовать в этом своеобразном строительстве. Такая совместная подготовка дает им сильный импульс для разыгрывания впоследствии своих кукольных представлений.

Большое внимание уделяется куклам, персонажам спектакля, выразительности их образов. Как правило, все куклы для театра в вальдорфском детском саду производятся вручную. Обычно используются два их вида: стоячие куклы и куклы-марионетки.

Кукольное представление обычно длится 10-20 минут. Она проходит традиционно в день каждой группы в определенное время дня и в определенном месте детской комнаты.