Вальдорфская разновозрастная группа – живой социальный организм, большая дружная семья. В ней есть старшие дети предшкольного возраста и малыши трех лет. Как в настоящей семье, здесь все в движении, в развитии; дети растут, меняются: старшие уходят в школу, несмышленые малыши постепенно становятся старшими в группе и уже сами опекают маленьких. Среди детей разного возраста ребенок последовательно и гармонично переживает свое взросление. Он становится старшим, и это ощущение созревает в самом ребенке.
Воспитателям не нужно специально учить детей правильно вести себя. Ребенок получает такой опыт, творчески повторяя действия старших детей. Конечно, работа в разновозрастной группе требует от воспитателя повышенного внимания, гибкости, глубокого знания всех этапов развития ребенка. В группе собраны дети нескольких возрастных ступеней; при этом очень важно, чтобы в каждой возрастной подгруппе было достаточное количество детей, а общее количество – 15 ÷ 20 детей.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
С точки зрения фаз развития детской игры, т.к. игровая деятельность в детском саду преобладает, можно выделить три возрастных периода: от 0 до 3 лет, от 3 до 5 лет и от 5 до 7 лет.
В первые три года ребенок приобретает те свойства, которые обусловливают его бытие как человека. В течение первого года жизни он учится ходить, на втором году – овладевает речью и на третьем – переживает пробуждение мышления. Соединяясь, эти способности позволяют человеку осознавать самого себя, познавать мир и действовать в нем. Центральное событие этого периода происходит, обыкновенно, на третьем году – ребенок начинает говорить о себе «Я». Он начинает осознавать самого себя. Наступает время кризиса, – ребенок очень часто говорит слова «нет» и «я хочу», он проявляет настоящее упрямство. Но ребенок вовсе не стал вдруг плохим и упрямым, – таким способом он пытается найти свои собственные границы и дистанцироваться от мира. Он пробуждается, ощущает себя и хочет узнать: где я и где мир?
В возрасте до трех лет ребенок, собственно, еще не играет. Ибо для него все одновременно есть и игра, и «работа», потому что осваивание ходьбы, речи и мышления требует много сил и значительного времени. Однако, едва научившись передвигаться, он становится исследователем и исследует свое окружение: трогает, стучит, двигает, тянет, толкает, грызет. Начав ходить, он проверяет содержимое всех шкафов в доме, до которых может добраться. Чуть позже ему становится интересно все, что делают рядом люди, и он хочет во всем участвовать. Если мама идет, то и ребенок идет, если мама месит тесто, то и он хочет месить. Когда мама моет пол, он может старательно и с удовольствием двигать туда-сюда щетку. Его не интересует результат, ему важно само действие, движение и его ритмичное повторение.
После трех лет у детей пробуждается новая удивительная способность: фантазия. Из самых обычных вещей волшебным образом возникает весь мир: платок становится узелковой куклой, кусок коры превращается в мост, ракушка становится тарелкой. Действительно – из самого простого с помощью фантазии все творится заново. Это подразумевает в детях высочайшую степень внутренней активности и подвижности. И вид самой игры изменчив и подвижен, игра не движется плавным и ровным потоком, а живет в постоянном превращении, как бьющий из-под земли родник. Ребенок будто прыгает от одного дела к другому, но в каждый момент он очень интенсивно занят своей деятельностью. Если, положим, свободная игра в группе длится полтора часа, то четырехлетний ребенок может побывать в десяти разных игровых ситуациях. Это нельзя понимать в этом возрасте как несобранность, неумение концентрироваться, потому, что ребенок по-настоящему сконцентрирован на игре как таковой, и именно она является его жизненным пространством. Многообразие игровых ситуаций говорит опять-таки о его необычайной внутренней подвижности.
Фантазия ребенка все снова и снова воспламеняется от тех предметов, которые ему встречаются. Потому их качество необычайно важно. И основным их свойством должна быть способность к превращениям, которая реализуется творческой силой фантазии ребенка. Фантазия умеет продолжать предмет, дополнять и превращать его. При этом сама фантазия растет и крепнет, потому что у нее есть дело, есть работа. Итак, в возрасте от 3 до 5 лет появляется собственно игра. Она интенсивна, скоротечна, связана с внутренней подвижностью и просветлена силами фантазии, но вес еще не заботится о результате и не направляется к определенной цели.
Когда детям около 5 лет, их игра изменяется существенным образом. Если раньше побуждение к игре приходило извне — какой-либо предмет побуждал фантазию и деятельность, то теперь импульс приходит изнутри. Ребенок имеет внутренние образы и представления и стремится перевести их в действие. Он уже хорошо знает все игровые и строительные материалы в группе и умело пользуется ими. Ребенок целенаправленно проходит по комнате и находит нужные ему для игры материалы. Дети в этом возрасте могут создавать сложные постройки, состоящие из нескольких частей, имеющих свое назначение и особенное устройство.
Изменяется и социальный стиль игры. Образуются небольшие группы, в которых роли четко разделены между большими детьми. А маленькие могут приниматься в игру, и для них находится тоже определенная роль.
Игра старших детей становится длительной и целеустремленной.
Изменяется отношение к игровым материалам. Если раньше найденный кусок дерева был исходной точкой в игре, то теперь ребенок ищет нужные ему материалы.
В своей игре старшие дети достаточно успешно воспроизводят виденные ими технические устройства и процессы. Значит к семи годам дети имеют внутри себя определенный сюжет игры, определенные роли для всех участников. Игра становится длительной и устремлена к определенной, уже видимой детям цели.
Разновозрастная группа даст детям возможность играть, возможность учиться играть и возможность учиться, играя.