Разновозрастная группа

Вальдорфская разновозрастная группа – живой социальный организм, большая дружная семья. В ней есть старшие дети предшкольного возраста и малыши трех лет. Как в настоящей семье, здесь все в движении, в развитии; дети растут, меняются: старшие уходят в школу, несмышленые малыши постепенно становятся старшими в группе и уже сами опекают маленьких. Среди детей разного возраста ребенок последовательно и гармонично переживает свое взросление. Он становится старшим, и это ощущение созревает в самом ребенке.

Воспитателям не нужно специально учить детей правильно вести себя. Ребенок получает такой опыт, творчески повторяя действия старших детей. Конечно, работа в разновозрастной группе требует от воспитателя повышенного внимания, гибкости, глубокого знания всех этапов развития ребенка. В группе собраны дети нескольких возрастных ступеней; при этом очень важно, чтобы в каждой возрастной подгруппе было достаточное количество детей, а общее количество – 15 ÷ 20 детей.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

С точки зрения фаз развития детской игры, т.к. игровая деятельность в детском саду преобладает, можно выделить три возрастных периода: от 0 до 3 лет, от 3 до 5 лет и от 5 до 7 лет.

В первые три года ребенок приобретает те свойства, кото­рые обусловливают его бытие как человека. В течение первого года жизни он учится ходить, на втором году – овладевает ре­чью и на третьем – переживает пробуждение мышления. Со­единяясь, эти способности позволяют человеку осознавать са­мого себя, познавать мир и действовать в нем. Центральное событие этого периода происходит, обыкновенно, на третьем году – ребенок начинает говорить о себе «Я». Он начинает осоз­навать самого себя. Наступает время кризиса, – ребенок очень часто говорит слова «нет» и «я хочу», он проявляет настоящее упрямство. Но ребенок вовсе не стал вдруг плохим и упрямым, – таким способом он пытается найти свои собственные грани­цы и дистанцироваться от мира. Он пробуждается, ощущает себя и хочет узнать: где я и где мир?

В возрасте до трех лет ребенок, собственно, еще не играет. Ибо для него все одновременно есть и игра, и «работа», потому что осваивание ходьбы, речи и мышления требует много сил и значительного времени. Однако, едва научившись передвигать­ся, он становится исследователем и исследует свое окружение: трогает, стучит, двигает, тянет, толкает, грызет. Начав ходить, он проверяет содержимое всех шкафов в доме, до которых мо­жет добраться. Чуть позже ему становится интересно все, что делают рядом люди, и он хочет во всем участвовать. Если мама идет, то и ребенок идет, если мама месит тесто, то и он хочет месить. Когда мама моет пол, он может старательно и с удо­вольствием двигать туда-сюда щетку. Его не интересует резуль­тат, ему важно само действие, движение и его ритмичное по­вторение.

После трех лет у детей пробуждается новая удивительная способность: фантазия. Из самых обычных вещей волшебным образом возникает весь мир: платок становится узелковой кук­лой, кусок коры превращается в мост, ракушка становится та­релкой. Действительно – из самого простого с помощью фанта­зии все творится заново. Это подразумевает в детях высочайшую степень внутренней активности и подвижности. И вид самой игры изменчив и подвижен, игра не движется плавным и ровным потоком, а живет в постоянном превращении, как бьющий из-под земли родник. Ребенок будто прыгает от одного дела к дру­гому, но в каждый момент он очень интенсивно занят своей де­ятельностью. Если, положим, свободная игра в группе длится полтора часа, то четырехлетний ребенок может побывать в деся­ти разных игровых ситуациях. Это нельзя понимать в этом воз­расте как несобранность, неумение концентрироваться, потому, что ребенок по-настоящему сконцентрирован на игре как тако­вой, и именно она является его жизненным пространством. Мно­гообразие игровых ситуаций говорит опять-таки о его необычай­ной внутренней подвижности.

Фантазия ребенка все снова и снова воспламеняется от тех предметов, которые ему встречаются. Потому их качество нео­бычайно важно. И основным их свойством должна быть спо­собность к превращениям, которая реализуется творческой си­лой фантазии ребенка. Фан­тазия умеет продолжать предмет, дополнять и превращать его. При этом сама фантазия растет и крепнет, потому что у нее есть дело, есть работа. Итак, в возрасте от 3 до 5 лет появляет­ся собственно игра. Она интенсивна, скоротечна, связана с внутренней подвижностью и просветлена силами фантазии, но вес еще не заботится о результате и не направляется к опреде­ленной цели.

Когда детям около 5 лет, их игра изменяется существен­ным образом. Если раньше побуждение к игре приходило из­вне — какой-либо предмет побуждал фантазию и деятельность, то теперь импульс приходит изнутри. Ребенок имеет внутрен­ние образы и представления и стремится перевести их в дей­ствие. Он уже хорошо знает все игровые и строительные мате­риалы в группе и умело пользуется ими. Ребенок целенаправленно проходит по комнате и находит нужные ему для игры материалы. Дети в этом возрасте могут создавать сложные постройки, состоящие из нескольких частей, имею­щих свое назначение и особенное устройство.

Изменяется и социальный стиль игры. Образуются неболь­шие группы, в которых роли четко разделены между больши­ми детьми. А маленькие могут приниматься в игру, и для них находится тоже определенная роль.

Игра старших детей становится длительной и целеустрем­ленной.

Изменяется отношение к игровым материалам. Если рань­ше найденный кусок дерева был исходной точкой в игре, то те­перь ребенок ищет нужные ему материалы.

В своей игре старшие дети достаточно успешно воспроиз­водят виденные ими технические устройства и процессы. Значит к семи годам дети имеют внутри себя определенный сюжет игры, определенные роли для всех участников. Игра становится длительной и уст­ремлена к определенной, уже видимой детям цели.

Разновозрастная группа даст детям возможность играть, возможность учиться играть и возможность учиться, играя.