Вальдорфская педагогика исходит из образа человека как телесно-душевно-духовного существа и из духовно-научных антропологических представлений о развитии ребенка, человека на каждой возрастной ступени 3-х первых семилетий жизни.
Вальдорфская педагогика основана на конкретных методах работы с телесностью ребенка, чтобы он был физически здоров, с душевной организацией для того чтобы ребенок был добр, отзывчив, с духовной организацией, для выработки здорового мышления, моральных ценностей и нравственных ориентиров.
Раскрытие душевных сил происходит через раскрытие мыслительной, эмоциональной, волевой области души. Методология Вальдорфской педагогики обеспечивает салютогенетический подход и гармоничное развитие всего человеческого существа, а не только интеллектуальной сферы, что закладывает здоровое функционирование организма в течении всей последующей жизни.
Особенность первого семилетия ребенка от рождения до смены зубов заключается в том, что в этом возрасте закладывается фундамент всего, что необходимо для дальнейшей жизни – и прежде всего, происходит развитие всех внутренних органов, т.е. физической организации ребенка.
Для здорового развития исходят:
– из внутреннего взгляда ребенка: «МИР ДОБР» и это надо обеспечить в процессе воспитания (см. создание атмосферы любви, доверия, спокойствия);
– из принципа воспитания: «ПОДРАЖЕНИЕ И ПРИМЕР» все окружение побуждает ребенка к деятельности и подражанию внутреннему и внешнему. Ребенок хочет познать этот мир и освоить свой дом – физическое тело;
– из принципа, что ребенок в этом возрасте «СПЛОШНОЙ ОРГАН ЧУВСТВ» все окружающее воспринимает всей своей телесностью (ребенок – сплошной слух, зрение, сердце, желудок и т.д.). Существо ребенка откликается непосредственным образом на все окружение и это формирует его внутренние органы. И здесь могут быть серьезные нарушения, если этого не учитывать;
– из принципа «ЗАБОТЫ ОБ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ», обо всем том, что оказывает влияние на формирование внутренних органов:
а) интерьер – отсутствие углов – телесно ребенок подражает углам, цвет интерьера, одежды – ребенок не так воспринимает цвета, как взрослый, звуки – речи и музыки должны быть гармоничны, запахи – приятные, не резкие, свет и цвет – должны соотноситься с характером и видом деятельности ребенка;
б) создание атмосферы любви, доверия, спокойствия – ребенок как сплошной орган чувств воспринимает не только внешнее (например слова), но и внутреннее состояние родителей и воспитателей. То, что в душе у взрослого – ребенок воспринимает всем телом и душевные неполадки могут вызывать заболевания внутренних органов. Важен человеческий контакт, добрый разговор без поучений и моралей. Противопоказаны: телевидение, компьютерные игры и т.д.;
в) темперамент родителей, воспитателей, который в более позднем возрасте из-за неправильного формирования внутренних органов вызывает такие болезни как астма, аллергия, сколиоз, ревматизм и т.д.
– из принципа «ЗАБОТЫ О ЖИЗНЕННОМ РИТМЕ И ПРИВЫЧКАХ РЕБЕНКА» – как о залоге здоровья.
Вальдорфская педагогика учитывает жизненные ритмы:
суточный, недельный – где предусмотрены различные виды развивающей деятельности ребенка;
годовой – чтобы через праздники года, столик времен года, наблюдение за растениями и т.д. ребенок связывался с ритмом Земли, космоса.
Работа с душевными силами ребенка, которые после смены зубов трансформируются в силы обучения.
Здесь ставится задача, чтобы ребенок обрел уверенность, доверие к своим способностям, возможностям познавать мир, ориентироваться в нем. Если душевная жизнь взрослого складывается мышления, чувства, воля, то жизнь ребенка основана на воле, чувствах, мышлении. Важнейшей задачей детского сада является активизация волевых чувств: осязания, жизни, движения, равновесия.
Через тактильные чувства ребенок познает границы своего тела. Прикосновение – есть разделение и соединение одновременно и все прикосновения для развития осязания должны быть через натуральные материалы и их разнообразие (дерево, шелк, шерсть, песок, тесто, воск). Все синтетические материалы для ребенка неправда и вредны.
Через развитие чувства движения – разрабатываются крупная и мелкая моторика, что способствует развитию речи, мышления. Предусмотрены такие виды деятельности как пальчиковые игры, лепка, рукоделие, валяние из шерсти и др.
Через чувство равновесия развивается слух, ориентация в пространстве, музыкальные задатки. Предусмотрены специальные игры, оснащение детских площадок и игровых помещений.
Чувство жизни – придает уверенность в своих силах, раскрывает возможности ребенка.
Развитие фантазии одна из самых важных задач обучения. Это предпосылка развития творческих способностей: рисование красками по мокрому, рисование восковыми мелками, музыка и специальные музыкальные инструменты, игрушки, куклы пробуждающие фантазию (куклы, имеющие не законченный образ, где ребенок может додумывать настроение куклы, и т.п.), свободная игра.
Развитие моральных ценностей и благоговения. Этому способствуют народные сказки – показ и рассказ, кукольные спектакли, подражание и пример.
Развитие социальных навыков. Самый сильный обучающий момент Вальдорфской педагогики – разновозрастная группа, взаимодействие, помощь, подражание между старшими и младшими, хоровод, подготовка праздников с родителями.
Наблюдение ребенка совместно с коллегией и родителями.
Все вместе обеспечивает здоровый фундамент на всю жизнь, социальную адаптацию, развитие моральных ценностей и готовность к школе.