Игры

Испытывая нагрузку, мышцы рук становятся сильными и крепкими, и для правильного развития мозга и других органов физического тела необходимо, чтобы они испытывали соответствующее действие из окружения.

Проиллюстрируем это на примере. Мы можем сделать для ребенка куклу: возьмем старую салфетку и, сложив ее, сделаем из двух углов ноги, а из двух других углов — руки, на месте головы завяжем узел, на котором нарисуем чернилами глаза, нос и рот. Мы можем также купить ребенку в магазине «красивую» куклу, которая будет иметь настоящие волосы и румяные щечки. Не стоит и говорить о том, что купленная в магазине кукла безобразна и способна навсегда извратить здоровое эстетическое чувство. Для воспитателя главное заключается совсем в другом. Играя со сложенной салфеткой, ребенок в своей фантазии заполняет то, чего ему не хватает для того, чтобы выглядеть человеком [Р.Штайнер].

Работа фантазии оказывает формирующее влияние на мозг – он испытывает нагрузку, подобную той, которую испытывают мышцы занятых работой рук. Мозг ребенка, получившего так называемую «красивую» куклу, в этом смысле не действует; вместо того, чтобы развиваться, он чахнет, сохнет. Все игрушки, состоящие из “мертвых” математических форм, действуют на формообразующие силы в ребенке высушивающе и умерщвляюще – правильно действует все то, что вызывает представление о живом. В наше материалистическое время появляется мало хороших игрушек.

Примером прекрасной здоровой игрушки являются «кузнецы»: две подвижные деревянные фигурки, которые поочередно ударяют молотом по наковальне. Очень хороши книги с картинками и вставными фигурками, которые, если их потянуть за специальные ниточки, передвигаются по странице. Застывшее изображение, таким образом, ребенок может превратить в подвижное действие; играя, он сообщает физическим органам внутреннюю подвижность, необходимую для того, чтобы правильным был процесс формирования.

Все, что связано с фантазией и искусством, расширяет душу и сознание человека. Способность к творчеству, заложенная в раннем детстве, оборачивается в юношеском и взрослом возрасте богатством идей, душевной и духовной подвижностью в повседневной жизни и работе.

СВОБОДНАЯ ИГРА

В вальдорфском детском саду большое внимание уделяется свободной игре. Любой здоровый ребенок любит и умеет играть, более того – он нуждается в этом.

Для игры дети объединяются свободно друг с другом под влиянием собственных побуждений. Свободная игра дает детям возможность активно себя выразить. Выразить активно то, что они увидели, что они пережили. Мы строим свободную игру также на основе примера и подражания. Дети будут играть в те игры, в которые они уже играли с воспитателем или обыгрывать свои прошлые впечатления. Они делятся на группы и входят и в игру, следуя своим внутренним переживаниям. Пережитое ребенком раньше становится предметом его игры. Он еще раз в форме игры перерабатывает свои впечатления, узнавая тем самым окружающий мир. Играя, ребенок творчески осваивает свои впечатления. Он делает это силой воображения. Но, если дети беспорядочно бегают по комнате, кричат, мешают друг другу, ни о какой творческой игре, опирающейся на фантазию, не может быть и речи. Задача воспитателя – помочь каждому ребенку найти свою игру, свое место в игре, помочь детям полнее войти в игру.

Иногда вся свободная детская игра есть только подражание жизни взрослых, окружающих ребенка.

Подражание в игре работе взрослого (приготовление пищи, уходу за ребенком, лечение врачом больного, продаже продуктов в магазине, др.) способствует появлению у детей тех качеств, которые позже действительно понадобятся им в их взрослой жизни. Важнейшие из них: творческое отношение к делу, самоотдача, терпение.

В игре естественным путем упражняется и совершенствуется речь, причем младшие дети легко увеличивают свой словарный запас, общаясь с детьми постарше.

В вальдорфском детском саду свободная игра является самым важным, необходимым элементом в ритме дня.

ЕЖЕДНЕВНАЯ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКАЯ ИГРА

Ежедневная музыкально-ритмическая игра, для обозначения которой часто используются и другие термины (“хоровод”, “спектакль”, “райген”), представляет особый вид занятий с детьми. Воспитатель как актер, используя стихи, мелодии, изображая движения людей, животных, характерные черты других героев сюжета, проигрывает перед детьми небольшой спектакль, а дети повторяют, подпевают, воспроизводят это через подражание. Такой “хоровод” в вальдорфском детском саду включает в себя песни, стихи, пальчиковые, жестовые, народные подвижные игры, танцевальные движения, объединенные общим сюжетом. Содержанием игры становится сказка, процессы, происходящие в природе или события жизни людей.

Играя каждый день в таком “хороводе”, дети легко и радостно подражают простым артистическим движениям воспитателя, естественным путем усваивают, запоминают стихи, песни, движения без специального заучивания. Такая ежедневная музыкально-ритмическая игра предоставляет разнообразные возможности для речевого развития, благотворно влияет на сферу чувств ребенка, ритмическую систему организма, помогает оживить фантазию, развивает социальные способности.

ПАЛЬЧИКОВЫЕ И ЖЕСТОВЫЕ ИГРЫ

В пальчиковых и жестовых играх содержание стиха изображается за счет движения рук и пальцев. Такие игры дают нагрузку на мелкую моторику руки, что способствует появлению более тонких, дифференцированных движений, влияет на развитие тактильного чувства, развитие связей головного мозга. Установлено, что и уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сложившихся тонких движений пальцев руки. Таким образом, благодаря связи между движением разных частей нашего тела с корой больших полушарий, что особенно сильно выражено по отношению к пальцам рук, данный вид игры способствует активизации деятельности клеток мозга, возникновению связей между последними; способствует подвижности речи и мышлению в целом. При этом интеллект ребенка развивается естественным, здоровым образом.

Важное значение жестовой игры также состоит в том, что, являясь выразительно и красиво показанной воспитателями, она дает импульс к возникновению в ребенке живого образа, стоящего за жестом, способствует развитию своеобразной внутренней душевной подвижности.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Подвижные игры оказывают благотворное влияние на развитие физической, интеллектуальной, эмоциональной сфер личности ребенка. Важно и то, что в этих играх ребенок реализует себя как социальное существо, учится сопереживанию, впитывает культурные традиции народа.

Одной из особенностей вальдорфского детского сада есть методика обучения и организации подвижных игр. Она основана на подражании детей воспитателю, начинающему игру. Важным условием, отличающим подвижные игры, используемые в вальдорфском детском саду от просто спортивных, является их образный сюжет, а также отсутствие акцента на состязательности детей друг с другом.

При выборе воспитателем вида подвижной игры приоритет принадлежит народным подвижным играм.

Среди подвижных игр особое место принадлежит играм, включающим пение или танцевальные движения играющих.

Подвижные игры проводятся как в помещении, так и на улице. Последнее особенно желательно в связи с оздоровительным эффектом от разнообразных физических движений, выполняемых эмоционально, радостно на открытом воздухе.

ИГРЫ – ОЖИДАНИЯ

Термином “игры-ожидания” обозначена группа игр с ярко выраженным социальным аспектом. Детям, участвующим в них, предоставляется возможность продемонстрировать свои социальные симпатии, предпочтения. Это в свою очередь позволяет воспитателю лучше понять социальную структуру группы, а значит иметь возможность влиять на нее. Такие игры помогают детям быстро и естественно познакомиться друг с другом, изучить все имена, быть внимательными, заботливыми.

“Игры-ожидания” как правило, имеют простой сюжет: необходимо угадать, кто спрятался в “Синий домик” (под покрывало) или, исполняя песенку, передавать колокольчик, называя чье-то имя.